abc1918 (abc1918) wrote,
abc1918
abc1918

Category:

Чапан. В память о забытой "Чапанной войне" 1919 г.

Когда во вполне уже зрелом детстве, не отягощенный как и все кругом историческими знаниями, в очередной раз смотрел эти кадры знаменитого фильма, я так и не мог догадаться, о чем же  спрашивал Чапая этот как бы хитрый дед. "А вот Василий Иванович! Мужики сомневаются, ты за большевиков или за коммунистов?"
Сцена казалась смешной, слегка юмористически демонстрирующей единство героя и крестьянствующего народа в их народной политической малограмотности и простецкой верности вождю пролетариата. Это был обман времени и неполного знания.  Но те, кто играл в этом фильме, и кто его смотрел в 1934 г., знали о чем шла речь. Теперь и я знаю, что в этом минутном эпизоде сохранилась память о ныне фактически забытой "чапанной войне", многочисленном  восстании крестьян поволжских губерний в марте - начале апреля 1919 г.
  Еще недавно среди прочих подробностей событий и описаний этой войны мне были неведомы и причины, по которым она так называлась. К своему стыду я не знал, что такое чапан.   Короткие энциклопедические и прочие справки  не были особенно щедры на информацию.  В ЭГВ сказано коротко - "чапан - крестьянский кафтан"., в Вике в соответствующей статье вообще ни слова о чапанах.  Правда где-то встретилось объяснение, что это еще и пренебрежительное название горожанами крестьян: крестьяне - "чапаны", а горожане - "пиджаки".  Но это мало что добавляло к моему знанию о чапанах, хотя пиджак, как сами понимаете, мне приходилось видеть. Поэтому я пустился в сетевой поиск, и вот что первым делом бросилось в глаза.

Это чапан
Но вряд ли это торжественно-шикарное восточное одеяние могло присниться в самом фантастическом сне хотя бы одному из сотен тысяч крестьян -повстанцев правобережья Волги.  Да и куда против него даже властительному  городскому пиджаку?  Поэтому пришлось искать  более скромные крестьянские наряды. И тут выяснилось вот что:

Чапа́н - это   халат, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев. Он популярен в Центральной Азии, включая Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и другие соседние страны. А настоящие чапаны выглядят вот так:



Это тоже чапаны 
                                    
 
Трудновато было представить русских крестьян в таких нарядах даже в начале ХХ века. Получалось, что  большинство участников восстания - это поволжские мусульмане.
 Я бы, наверное, в этом и уверился, если бы случайно не увидел фотографию, на которой самые что ни на есть русские мужики, солидные и порядочные крестьяне, сидят под охраной в одежде, очень похожей на  чапан. Фотография эта была размещена на оповещении о выставке в Тамбовском музее, посвященной  "Антоновщине".   И хотя 1919 г.  это не 1921-й, а от Тамбова до Самары расстояние не близкое, что-то подсказывает мне, что это и есть настоящие чапаны. И мужики - чапаны, и на мужиках - чапаны.

Настоящие   чапаны (хотя сомнение еще есть).

 
А теперь, наверное, меня могут спросить, а причем здесь Чапаев и как бы глуповатый дед из одноименного фильма? 
Да притом, что  это -  почти документальная  картинка событий  не  забытой к 1934 г."чапанной войны" .Первые  зрители фильма понимали:  скажи Чапаев, что он за  коммунистов, то тут же мог быть растерзан звереющей толпой.  Присоединение к "большевикам" означало бы поддержку готовых к бунту крестьян, чего нельзя было делать под присмотром комиссара. (Есть и еще некоторые особенности в этой сцене.)
Крестьяне Поволжья, да и других земель,  в прямом смысле на собственной шкуре испытали и поняли различия в политике большевиков и коммунистов.  Большевики дали землю, установили мир, вернули  солдата на его крестьянский двор, установили выборный порядок местного самоуправления. Новоявленные коммунисты - вели войну,  реквизировали последнее продовольствие, проводили повальные мобилизации людей и лошадей,  чванливо бесчинствовали в деревнях.  Вот и захотелось крестьянину исправить эту подмену. Неведомо было им только, что сменились не люди, не партии, а ленинская политика. 

 
 
Обращение штаба повстанцев к крестьянам

Март 1919 г.

«Товарищи и братья-крестьяне всей России!

 Мы, восставшие крестьяне-труженики, мы – сыны земли и главный фундамент государства, обращаемся к Вам и заявляем, что мы восстали против засилия и произвола тиранов, палачей коммунистов-анархистов, грабителей, которые прикрывались идеей коммунизма, присасывались к Советской власти. Мы объявляем, что советская власть остается на местах, советы не уничтожаются, но в советах должны быть выборные лица известные народу – честные, но не те присосавшиеся тираны, которые избивали население плетями, отбирали последнее, выбрасывали иконы и т.п.

Товарищи и братья-крестьяне!  Мы призываем Вас и просим примкнуть к нам и сплотиться воедино в борьбе  за справедливое дело.

Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции!

Начальник штаба Крох»

 



Выписки из телеграммы
зав.политотделом Восточного фронта Г.И.Теодорович и члена РВС фронта С.И. Гусева 
Ленину и  Свердлову.

«Москва, Кремль, Ленину, Сверлову.                                                                                                              17 марта 1919 г

«…Все (восставших)  лозунги сводятся к одному: «Долой коммунистов. Да здравствует Советская власть». В протоколе  собрания крестьян  Поповской волости говорится так: «Долой от власти партию коммунистов» - и далее – «Всеми силами обязуемся поддерживать нашу власть  Советов, возглавляемую партией большевиков».

 «… восстание было подготовлено безобразной деятельностью местных организаций, как советских так и партийных».

«Безобразия, которые происходили в Симбирской губернии, превосходят всякую меру. При взимании чрезвычайного налога употреблялись пытки вроде обливания людей водой и замораживания. Губернские организации смотрели на это сквозь пальцы. При реквизиции скота отнимали и последних кур. В нашем распоряжении есть теперь уже обширный материал о Сенгелеевском уезде, где председатель уездного комитета партии участвовал, будучи членом ЧК, в десятках избиений арестованных и дележе конфискованных вещей и прочее. Партийная организации была теплой компанией грабителей, разбойников, белогвардейцев.      

Завполитотдвост Теодорович

Член Реввоенсовета Востфронта С.Гусев»

 Документ хранится в РГСПИ.Ф. 2.Оп.2. Д.8913. Л.1. Опубликован.

 

Кстати,
Завполитотдвост Теодорович -  это сорокалетняя Глафира Ивановна Окулова, личность во многих отношениях любопытная,  в своем былом - дочь сибирского золотопромышленника, жена первого наркома продовольствия Теодоровича, а в  1919 г.  -начальник Политотдела Восточного фронта, в последующем член РВС ряда армий. И брат ее, Алексей, несостоявшийся актер Московского художественного театра,  член Ревтрибунала РСФСР, член РВС фронтов, оппонент Сталина, - тоже непрост 

Но о подобной семейственности расскажу как-нибудь потом, взаимным друзьям.

А о "чапанной войне"  статья В.И. ИНДИРЯКОВА здесь 

olga_z

_v


 



 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments