?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Плакат. Не носи бутылей без пробок. 1920
ПИСЬМО  ДЗЕРЖИНСКОГО
И. К. КСЕНОФОНТОВУ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ
НА УКРАИНЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНСКОЙ ЧК
14 мая 1920 г.
Дорогой Иван Ксенофонтович!

Вкратце хочется мне ознакомить Вас с положением на Украине, посколь­ку сам успел ориентироваться. Общий недостаток аппарата власти — это их отсутствие: нет аппаратов исполнительных.
Проектов, и планов, и благих по­желаний бесконечное количество. Но по большей части центр, органы идут хотя и полным, но холостым ходом. Никому от этого ни тепло, ни холодно. В этом смысле сапроновское политиканство принесло массу вреда. Занимался проектом конституции в то время, когда рабочие фабрик голодали при изо­билии всего на вольном, спекулятивном рынке.
Миссия моя здесь не может дать больших результатов, к сожалению. Надо было бы, желая дать что-либо, засесть здесь за постоянную работу, преодолевать изо дня в день расхлябан­ность и прожектерство, а не давать только хорошие советы, указания, распо­ряжения. Украину нужно и можно завоевать только упорным повседневным трудом работников из центра, приезжающих сюда не на короткий срок.
В области нашей, ВЧК, работы — работа поставлена была соответственно си­лам сносною. Произведена большая работа. Манцев правильно бросил все силы на места, не оставляя их себе. Но сейчас укрепление органа Центр, управления необходимо, иначе нельзя руководить ни организационно, ни боевыми действиями местных ЧК.
Необходимость эта тем настоятельнее, что в связи с наступлением поляков вся Украина превратилась в кипящий котел. Вспышки восстаний повсеместны. Украина не очищена от петлюровщины, и мужик украинский смотрит на город как на пиявку на его шее и всегда готов пограбить города.
Необходимо поэтому единство руководства борьбой всех местных комиссий. Для этого необходим аппарат, которого до сих пор не бы­ло. Надо создать Секретно-операт. отдел. Необходимо в первую очередь по­ставить в отличие от России разведку в деревне, без этого военный разгон банд является вредной операцией, ибо бандиты разгоняются, и не пристав­шее к ним население восстанавливается против нас.
Затем, продовольствен­ное положение наших комиссий, как и вообще всех, — ужасное. Здесь ис­точник нашего бессилия. Стараюсь это устранить путем узаконенного (организованного) мешочничества, но не знаю, какой будет успех.
Нашим ЧК приходится в общем работать здесь как в чужой стране. Местные заско­рузлые коммунисты стараются выжить приезжих, наблюдают за каждым их шагом и стараются выжить. Меня прельщает мысль остаться здесь на более продолжительный срок — не для гастролей. Осев здесь и имея опору в ЦК РКП, я мог бы в продолжение 2—3 месяцев дать возможность окрепнуть ЧК, защищая их от украинщины.
Если Вы согласны, переговорите в ЦК. Гастро­лером я не умею быть. Вы в ВЧК могли бы и без меня справиться, а предсе­дателем Главкомтруда мог бы быть Сокольников. Переговорите с ЦК и при­шлите мне постановление ЦК.
Я не против массовых обысков – они создают желательную психологию, но надо  выработать план их, иначе пользы не дадут. Считаю очень важным контроль в поездах, на пароходах и т.д.

Сердечно жму Вашу руку.
Ваш Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ

Место хранения: ЦАФСБ. Ф.!.Оп. 3. Д.50.Л. 4-5. Документ опубликован

Упомянутые лица (на дату письма):
Ксенофонтов И.К. – заместитель Председателя ВЧК.
Сапронов Т.В. – председатель Харьковского ревкома и губисполкома.
Манцев  В.Н. - начальник Центрального управления чрезвычайных комиссий на Украине.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
unclesasha
Feb. 21st, 2014 04:13 pm (UTC)
"К расстрелам арестованных чекисты относились с удивительным легкомыслием и хладнокровием. Один раз, сидя в канцелярии Ч.К., я знакомился с следственным делом какого-то моего подзащитного, и в это время в канцелярию вбежал какой-то парнишка со словами "едем на коцку" - это на их жаргоне значит "едем расстреливать". У крыльца стояла бричка и несколько верховых лошадей. Сейчас же несколько чекистов, в том числе и девчонок, оделись и уехали за город, где расстреливали. Через некоторое время они вернулись веселые, оживленные и смеялись над знакомым мне секретарем Тылкиным, парнишкой не старше 20 лет, который нервничал, когда стреляли из револьвера в осужденного, и у него при этом дрожали руки."
(мемуары моего деда, город Речица Гомельской области Белоруссии)
abc1918
Feb. 21st, 2014 04:27 pm (UTC)
Здесь не о том, а об этом...
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 04:33 pm (UTC)

Фанатизм - это удвоение усилий при забвении цели.
abc1918
Feb. 21st, 2014 04:34 pm (UTC)
Это вы о чем?
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 04:35 pm (UTC)

О фанатизме Феликса и других известных комми.
abc1918
Feb. 21st, 2014 04:48 pm (UTC)
А почему вы решили, что он был фанатиком?
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 04:58 pm (UTC)

Яков Петерс вспоминал: «7 декабря 1917 года на заседании Совнаркома, где встал вопрос о борьбе с контрреволюцией, были желающие возглавить Комиссию. Но Ленин назвал Дзержинского… „пролетарским якобинцем“.

Да и письмо в тему.
abc1918
Feb. 21st, 2014 05:28 pm (UTC)
Очень интересно, где вы такое вычитали? Хотелось бы ссылку...
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 05:30 pm (UTC)

Вика о палаче, там слева третья рамочка.
abc1918
Feb. 21st, 2014 05:58 pm (UTC)
Это из газетной заметки. Журналисты склонны в пересказе что-нибудь да переврать. А ссылки на первоисточник нет. Профессиональные большевики не очень-то рвались в чекисты. Слишком попахивало охранкой. Желание возглавить новую охранку вряд ли можно считать признаком фанатизма.
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 06:07 pm (UTC)

Пайпс РР

Дзержинский вырос в атмосфере сильнейшего польского национализма и в юности жаждал «уничтожить всех москалей» — за страдания, причиненные ими его народу*.

* Пролетарская революция. 1926. № 9. С. 55.

http://www.litmir.net/br/?b=94379&p=212
abc1918
Feb. 21st, 2014 06:24 pm (UTC)
Несколько слов вырвано из контекста. Жульнический прием. Нужно смотреть весь текст в "Пролетарской революции"
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 06:25 pm (UTC)

Не зарывайтесь.
abc1918
Feb. 21st, 2014 06:38 pm (UTC)
Я не вас, а о Пайпсе.
Дзержинский был деятельным карьеристом, а не фанатиком.
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 06:39 pm (UTC)

Тут лаконичность. Это его прием, манера письма.
abc1918
Feb. 21st, 2014 06:44 pm (UTC)
Это прием пропагандиста, а не историка.
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 06:49 pm (UTC)

Как пропагандиста терпели тридцать с лишним лет на кафедре в Гарварде?
abc1918
Feb. 21st, 2014 06:59 pm (UTC)
Нет, конечно, он историк. Но и у старухи есть проруха :)
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 07:08 pm (UTC)

Аргументы?
abc1918
Feb. 21st, 2014 07:12 pm (UTC)
Какие еще нужны аргументы? Вы же сами привели пример пропагандистского приема, использованного Пайпсом.
evgeniy_efremov
Feb. 21st, 2014 07:17 pm (UTC)

С вами стало резко скучно обмениваться мнениями.
abc1918
Feb. 21st, 2014 07:19 pm (UTC)
Я занят. Я на "Майдане" :)
Да, и кто ж вас неволит!? :)
livejournal
Feb. 26th, 2014 04:21 am (UTC)
Непривычки.
Пользователь kbold сослался на вашу запись в записи «Непривычки.» в контексте: [...] Ф.!.Оп. 3. Д.50.Л. 4-5. Документ опубликован http://abc1918.livejournal.com/132466.html#cutid1 [...]
livejournal
Mar. 14th, 2014 04:04 pm (UTC)
Традиційний огляд...
Пользователь vasily_sergeev сослался на вашу запись в записи «Традиційний огляд...» в контексте: [...] бы в продолжение 2—3 месяцев дать возможность окрепнуть ЧК, защищая их от украинщины. ДАЛІ [...]
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

abc1918
abc1918

Latest Month

February 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner